среда, 9 сентября 2015 г.

Курс по Шримад Бхагаватам – день 3. Часть 2



Мы продолжаем описание двух тем с третьего дня курса по Шримад Бхагаватам со Шри Свами Вишванандой.

История царя Пуранджаны: урок непривязанности

Однажды жил царь по имени Прачинабархи. У него было много сыновей, которые усердно молились Господу Шиве, но сам царь вел жизнь ради собственного удовольствия. Однажды к нему пришел Нарада Муни и спросил, почему тот был так привязан к нескончаемому циклу рождения и смерти и предложил показать ему высшую цель жизни. Царь согласился и внимательно слушал Нарада Муни, рассказывающего историю Пуранджаны и Авигнатхи:

Жили два друга, Пуранджана и Авигнатха. Оба были счастливы и свободны.

Как-то раз осматривая леса, Пуранджана увидел город Бхогавати и отправился туда. В городе было девять ворот, украшенных драгоценными металлами и камнями.

В этом городе он встретил прекрасную девушку по имени Пуранджани. Он совершенно потерял от неё голову, и они поженились. Пуранджана совсем забыл о своем друге Авигнатхе.



Они жили счастливо многие годы, у них было много детей, их окружало богатство, они были очень привязаны друг к другу. Пуранджана из-за своего образа жизни и страстных желаний быстрее обычного состарился и стал очень слаб.

В то время в мире жила дочь Времени по имени Джара. Она была воплощением старости, но несмотря на это искала себе мужа среди божественных существ и якшасов. Она пришла к Бхайе, воплощению Страха, и попросила принять ее в качестве жены. Бхайя отказался брать её в жены, но вместо этого принял ее своей сестрой и предложил присоединиться к его армии, которая атаковала и грабила дворцы. Вместе они сделают разграбленные города совершенно непригодными.

Наконец, армия пришла и в город Пуранджаны и Пуранджани. В ходе осады Джара обняла Пуранджану, из-за чего тот потерял былую красоту и состарился. Он стал слабым, менее разумный, более подверженным своим желаниям. Его семья и весь город становились все слабее.

Солдаты убили семью Пуранджаны, неспособного защитить их. Они сожгли город и в конце убили Пуранджану и Пуранджани.



Из-за сильных желаний последняя мысль Пуранджаны была о своей жене, из-за этого в следующей жизни он родился женщиной – дочерью царя по имени Вайдарбхи.

Достигнув брачного возраста, Вайдарбхи была выдана замуж за благочестивого царя, который ушел в лес свершать тяжелую тапасью. Там её муж умер. Она глубоко оплакивала потерю мужа и была готова войти в костер вместе с его телом, но брамин остановил её.



Брамин сказал, что он был Авигнатханом и его близким другом в прошлой жизни, когда тот был Пуранджаной. Он объяснил ей её прошлую жизнь: как её привязанность к городу Бхогавати, к Пуранджани стала причиной её перерождения. Он сказал, что этот цикл будет продолжаться вечно, не позволяя достичь Бога.

Вайдарбхи осознала, что она поистине не являлась ни Вайдарбхой, ни Пуранджаной – они с Авигнатхом были бессмертными друзьями, и она пребывала в иллюзии из одной жизни в другую.



Закончив рассказ, Нарада Муни объяснил царю её значение: Пуранджана – это душа, а Авигнатха – Господь. Город Бхогавати – человеческое тело.

Когда Пуранджана захотел жить в теле, он забыл своего друга, Господа. Пуранджани – это ум. Солдаты, атаковавшие город – мысли в уме. Когда Пуранджана привязался к городу, он был совершенно охвачен мыслями, из-за которых пришлось вновь родиться.

Чтобы разрушить эту цепь, нужна Милость Гуру, который в этой истории появился как брамин. Когда мы преданы Гуру, он приведет нас к нашему истинному я – бессмертному другу Господа.



Вы здесь не для того, чтобы привязать себя к миру, потому что все, что есть в Бхогавати («мир наслаждений») имеет свой конец. Как я рассказывал вчера, даже сам Бхагаван принял рождение в человеческом теле и затем оставил тело. Он мог и дальше жить в нем, но нет.



Вы умрете. Хотите вы этого или нет, вы умрете. Чем быстрее вы примите это, тем лучше. Вы уйдете свободными, без страха. Чем больше вы сопротивляетесь, тем сложнее становится, тем больше будет страданий. Как в истории с Джарой, вам будет сложно отпустить. Когда вы видите, как лежите на смертном одре, рядом с вами никого нет.

Вы можете метаться влево-вправо, прося о помощи, но что они могут сделать? «Вот, выпей парацетамол, он облегчит твою боль». Что они ещё могут сделать? Положить таблетку в рот или сделать укол, чтобы успокоить боль. Но в момент смерти у вас нет мужа, нет жены, нет детей, нет друзей. Никого нет. Когда вы смотрите в глаза смерти, разве они скажут вам: «О! я так тебя люблю! Пожалуйста, позволь мне умереть за тебя!» Нет, они так не скажут!




Прощение:

Рассказывая о множестве уровней ада, он также говорил об искуплении. Он объяснял, как человек, имея определенные заслуги, достигает различного уровня небес. То же самое в отношении негативной кармы, он отправляется на определенный уровень ада.

Отрывок речи Свамиджи:

Перед тем, как вы покинете тело, перед смертью, лучше всего избежать этого ада. Постарайтесь размышлять над своими поступками и исправить, пока вы ещё обладаете силами и находитесь в здравом уме, чтобы прийти к искуплению. Иначе, когда вы достигнете определенного возраста, голова уже не будет работать как прежде. Если вы причинили кому-то боль, не тратьте столько времени, идите и попросите прощения.

Идите и попросите прощения, не важно простят вас или нет, это их дело, но со своей стороны вы освободитесь от этой кармы. Вы освободитесь от этого груза. Об этом говорил Христос, да? Во время литургии обычно говорят: перед причастием идите и просите прощения у братьев ваших и сестер, которых обидели. Здесь так же. Он говорит: «Идите, пока у вас ещё есть время, пока вы ещё понимаете, что делаете, просите прощения, просите об искуплении.


Свамиджи сказал, что прощение зависит от вашей внутренней искренности, в первую очередь надо простить себя за грехи. Человек обретет прощение Господа, если будет истинно стремиться избегать грехов и искать правильный путь.



Он вспомнил пример великого святого Вальмики. Вальмики был преступником по имени Ратнакар, он убивал и грабил людей. Осознав, какую плохую карму мы накапливаем, он начал новый путь аскезы, повторяя Божественные имена и полностью посвятив себя этому. Спустя годы практики этой садханы ему было дано имя Вальмики, и он стал великим мудрецом: он поделился с миром историей Господа Рамы в своем произведении Рамаяна.

Шри Свами Вишвананда сказал, если вы всецело преданы Нараяне, вам не стоит беспокоиться об уровнях ада: если вы обладаете абсолютной преданностью Нараяне и сожалеете о совершенных грехах, ваше раскаяние становится искуплением. Если вы искренне раскаиваетесь в грехах, Он сделает вас святым.



Когда вы идете к врачу, он ставит вам диагноз и выписывает определенное лекарство. Скажем, у вас лихорадка, вы идете к врачу, у вас температура под 40, а у другого человека 38, у третьего 37. Количество лекарства будет разным. У всех вас температура, но дозировка лекарства будет разной. Так же и здесь Шукадева говорит: «Каждому придется пройти искупление своих грехов».

Если вы сильны, если вам достает смелости, встретьтесь лицом к лицу. Идите и попросите прощения, исправьте свои грехи. Если в вас живет недовольство, идите и избавьтесь от него. Пока у вас есть время – исправьте это.